То, что Steg работает над акустикой для громких систем, было известно уже давно, но оценить вживую первые экземпляры удалось только сейчас. Не просто повертеть в руках, но и послушать и, самое главное, изучить их работу более детально. В последнее время, к счастью, многие любители «эстрады» начали обращать внимание не только на громкость, но и на то, насколько правильно звучит система. Так что попробую рассмотреть динамики именно с этой точки зрения.
Для нетерпеливых небольшой спойлер: могут работать в двухполоске, параметры адаптированы для дверной установки, и ещё на умеренной громкости умеют забираться в мидбасовый диапазон (особенно это касается 8-дюймовых моделей). В общем, смотрим.
ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Ко мне в лабораторию попали динамики трёх серии: F – младшая, K – постарше и N – самая старшая с неодимовыми магнитными системами. В каждой серии есть 6,5-дюймовая и 8-дюймовая модели. Плюс ещё два твитера – NT-25 (поменьше) и NT-33 (покрупнее). Цены лежат в диапазоне от 6990 руб. (за пару динамиков F7) до 13600 руб. (за пару динамиков N8). Твитеры – 4990 и 5990 рублей, соответственно.
Судя по внешнему виду (и как показало дальнейшее изучение), все три серии используют одни и те же диффузоры и подвесы. Центральные колпачки – по размеру звуковых катушек – 40 мм.
Диффузоры выполнены из прессованной целлюлозы. Описание на этот счёт никаких подробностей не даёт, но в пульпе явно есть какие-то добавки, поскольку при всей своей лёгкости диффузоры получились довольно жёсткими.
Корзины литые, исполнение качественное, по этой части не придраться. Тулинг для корзин свой собственный – с отлитым логотипом Steg.
У младшей серии F (модели Steg F7 и F8) моторы средних размеров, с ферритовыми магнитами диаметром 10 см. Высота верхних шайб магнитопроводов (они в данном случае плоские и во многом определяют количество рабочих витков звуковых катушек) – 6 мм.
Серия K (модели Steg K7 и K8) имеет уже более крупные магниты – диаметром 12 см. Высота верхних шайб магнитопроводов – те же 6 мм.
Старшая серия N (модели Steg N7 и N8) имеет неодимовые магнитные системы, закрытые алюминиевыми кожухами.
Намотки звуковых катушек у 6,5-дюймовых и 8-дюймовых динамиков разные. Насколько удалось рассмотреть, у 6,5-дюймовых они едва выходят из магнитного зазора, а значит больших ходов от них ждать не следует, эти динамики создавались как среднечастотные. А вот у 8-дюймовых катушки выходят из зазора миллиметра на три – намёк на более уверенную работу в мидбасовом диапазоне.
Теперь к твитерам. Они выполнены в одинаковом стиле и, судя по построению модельного ряда, являются универсальными – предлагаются ко всем трём сериям. Логичное решение. С лицевой части добавлены весьма изящные защитные грили. Мелочь, но, как говорится, «внешний вид имеет».
Модельные индексы NT-25 и NT-33 намекают на диаметры излучающих мембран – 25 и 33 мм, соответственно.
С тыльной части магнитные системы закрыты алюминиевыми кожухами, выдающими родство с серией N. Собственно, оно и понятно – в твитерах тоже используется неодим.
Обе модели разборные, добраться до мембран и звуковых катушек можно относительно легко. Официально Steg не предлагает к ним ремкомплектов, да и без паяльника, в случае чего, при замене не обойтись.
От конструкции – к измерениям и анализу работы. Кому лень читать все технические расклады, можно смело листать и сразу переходить к выводам.
ИЗМЕРЕНИЯ СЧ-ДИНАМИКОВ
Первым делом – пару слов об условиях измерений. При снятии АЧХ уровень громкости выставлял выше, чем обычно – к этому обязывает назначение динамиков. Сравнивать динамики между собой по уровню АЧХ не нужно, потому как громкость во время измерений немного корректировалась (чтобы графики проходили примерно между отметками 90 и 100 дБ). Реальную же отдачу можно определить по параметру опорной чувствительности.
Особо обращу внимание, что это именно опорная чувствительность, она не учитывает неравномерность АЧХ и рассчитывается из остальных электромеханических параметров. Её почти никто из производителей не приводит (оно и понятно, с учётом неравномерностей АЧХ цифры заметно выше получаются), но именно опорное значение характеризует реальный КПД динамика.
Steg F7:
Fs (собственная резонансная частота) – 102 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 5,9 л
Qms (механическая добротность) – 6,92
Qes (электрическая добротность) – 1,23
Qts (полная добротность) – 1,04
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,50 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,1 дБ
Steg F8:
Fs (собственная резонансная частота) – 93 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 11,8 л
Qms (механическая добротность) – 6,07
Qes (электрическая добротность) – 1,41
Qts (полная добротность) – 1,14
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15,6 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,42 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,0 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,4 дБ
Steg K7:
Fs (собственная резонансная частота) – 105 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 5,7 л
Qms (механическая добротность) –7,11
Qes (электрическая добротность) – 0,77
Qts (полная добротность) – 0,70
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,5 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,58 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,3 дБ
Steg K8
Fs (собственная резонансная частота) – 94 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 12,4 л
Qms (механическая добротность) – 6,06
Qes (электрическая добротность) – 0,91
Qts (полная добротность) – 0,79
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,7 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,43 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,6 дБ
Steg N7:
Fs (собственная резонансная частота) – 104 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 5,5 л
Qms (механическая добротность) – 6,84
Qes (электрическая добротность) – 0,70
Qts (полная добротность) – 0,63
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12,1 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,00 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,5 дБ
Steg N8
Fs (собственная резонансная частота) – 96 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 11,8 л
Qms (механическая добротность) – 6,30
Qes (электрическая добротность) – 0,80
Qts (полная добротность) – 0,71
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,6 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,95 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,2 дБ
Как и предполагал, все три серии явно построены с использованием общих подвижных систем и, скорее всего, подвесов. Принципиальные различия – в моторах динамиков.
Что интересно, во всех моторах используется короткозамкнутый виток (ну или кольцо Фарадея, если вам так привычнее). Это очевидно хотя бы по характеру импедансных кривых – кольцо компенсирует противоЭДС звуковой катушки, и с ростом частоты импеданс не растёт. Можно сказать, что кольцо компенсирует индуктивность звуковой катушки.
На деле это хорошо сказывается на работе динамика на средних и в особенности – на верхних частотах. Все динамики уверенно забираются вверх, причём искажения, по крайней мере, вызванные работой магнитной системы, достаточно низкие (нижние правые графики). Недостаток колец Фарадея – неизбежный рост электрической добротности Qes, а вслед за ней и полной Qts. В данном случае они получились оптимальными для работы динамиков на объёмы дверей.
Другой момент, на который важно обратить внимание – поведение акустической фазы. Обычно резкие перегибы графика (нижние левые графики) являются следствиями нежёсткости диффузора – в них возникают механические резонансные колебания, которые распространяются от катушки к краям и обратно. Выше по частоте к этому добавляется ещё один фактор – длины волн становятся сопоставимы с размерами динамика, и начинает проявляться эффект интерференции звуковых волн (выше определённой частоты любой динамик входит в модальный режим работы, когда каждый участок диффузора можно рассматривать как самостоятельный источник колебаний).
В случае со Steg всё выглядит достаточно прилично. Очевидно, что тонкие и лёгкие диффузоры не могут работать как поршни в идеальной математической модели, но изгибные колебания умеренные, и в этом смысле Steg показал себя хорошо. Пожалуй, даже лучше большинства представителей автомобильной «эстрады».
С повышением частоты избежать неравномерностей АЧХ, понятное дело, невозможно, но они в основном начинаются там, где в работу уже должен вступать твитер.
ИЗМЕРЕНИЯ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ТВИТЕРОВ
Как и у большинства компрессионных рупорных твитеров, импедансные кривые имеют множество локальных резонансов. Но они не такие сильные, как обычно бывает. Похоже, в твитерах используются достаточно качественные мембраны, а это хороший признак (порой приходилось видеть чуть ли не отформованные из пивных банок).
Первая мысль, которая поначалу выглядела самой логичной – отличия твитеров лишь в отдаче. На самом деле всё оказалось чуть сложнее, и твитеры требуют разного подхода к настройке. Смотрим, как они работают.
Steg NT-25
На первый взгляд, АЧХ выглядит странной – максимум отдачи совсем не в той области, где обычно ожидаешь от твитера. На самом деле всё очень даже логично. Если ФВЧ настроить на частоту 8-9 кГц и использовать невысокую крутизну среза (не больше 12 дБ/октава), то этот горб опустится, и получится ровная полочка начиная от 4-5 кГц и выше. Общая отдача будет не такой сногсшибательной по меркам «эстрады», но это будет не адский свисток и сверло для ушей, а нормально играющий и всё же достаточно громкий высокочастотник.
Steg NT-33
«Тридцать третий» построен иначе. В целом по отдаче он сопоставим с NT-25, но у него расширенный вниз частотный диапазон, так что он даёт больше свободы в настройке фильтров. При желании можно использовать фильтры с более высокой крутизной. По частоте тоже чуть больше свободы, но опускаться ниже 5-6 кГц я бы всё равно не стал.
И да, самое интересное – обратите внимание на правые графики. Если не распускать твитеры слишком низко по частоте, искажения получаются достаточно низкими для компрессионных рупорников. Опять же, немного неожиданно по «эстрадным» меркам.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Итак, первое – динамики очень похожи по концепции, но различаются в первую очередь по отдаче: серия F – умеренная отдача, серия K – более высокая отдача, серия N – отдача ещё выше.
Второе – 6,5-дюймовые модели F7, K7 и N7 нужно рассматривать в основном как среднечастотники, несмотря на низкую (по меркам «эстрады») резонансную частоту. Да, они умеют работать в мидбасовом диапазоне, но только на небольшой громкости. В этом случае ФВЧ можно смело настраивать не выше 100-120 Гц. Если же «жарить на полную», то лучше поднимать частоту до 200-250 Гц. Главное, внимательно смотреть, чтобы динамики не превышали разумного хода.
8-дюймовые модели F8, K8 и N8 более универсальны. На небольшой громкости они увереннее работают в качестве мидбасовых, поскольку моторы рассчитаны на больший ход диффузора. Но при увеличении громкости за ходом тоже нужно внимательно следить – с такой добротностью динамики легко «разболтать». Так что условие то же – чем выше громкость, тем выше поднимать частоту ФВЧ.
Третье – динамики рассчитаны на установку в двери или относительно большие объёмы. Если зажать их в тесные корпуса, нагрузка на лёгкие диффузоры будет слишком большой, и чтобы на высокой громкости в звуке не появлялась грязь, придётся поднимать частоту среза ФВЧ слишком высоко. Словом, тесные корпуса (по 2-3 литра на динамик) допустимы, но все свои возможности Steg покажет только в больших объёмах.
Четвёртое – раздел с твитерами. Не нужно смотреть, что динамики забираются высоко по частоте. Чтобы получить красивое и тонально сбалансированное звучание, режьте их сверху не выше 5-6 кГц. Учитывая собственные горбы на АЧХ, динамики реально будут доигрывать на 2-3 кГц выше (в зависимости от выбранной крутизны фильтра).
Ну а по подрезке твитеров я уже говорил, когда анализировал их особенности. Steg NT-25 – настраиваем ФВЧ выше обычного, выбираем крутизну не больше 12 дБ/октава и получаем ровную полочку. Steg NT-33 – настраиваем частоту от 5-6 кГц и выше, крутизну выбираем по своему усмотрению, и получаем чуть более высокую отдачу.
Идём дальше, пятый вывод. Лучше всего динамики использовать в поканальных системах. Основная причина – среднечастотники умеют забираться высоко по частоте, и если твитеры подцепить к ним просто параллельно (через конденсаторы, разумеется), то получится чрезмерно яркий и крикливый звук как у дешёвой «эстрады». Спрашивается, зачем портить таким включением хорошие динамики? Так что если хотим получить правильный тональный баланс, делаем поканалку.
Ну и шестой вывод, который, в принципе, уже и так очевиден – с этими динамиками не обязательно строить 3-полосную систему с выделением СЧ в отдельное звено. Главное, сразу определитесь, какой размер предпочтительнее – 6,5-дюймовый или 8-дюймовый. Использовать оба калибра в одной системе – не самое лучшее решение, это снова может загубить возможности динамиков.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Если вам нужна только лишь эпично-суицидальная громкость, взрывы в ушах и желательно как можно дешевле, проходите мимо. Steg – для тех, кто хотел бы ещё и музыку слушать. При правильной настройке с ними можно получить хороший тональный баланс, и при этом система будет иметь ещё и приличный запас громкости.
Плюсы:
Удачное сочетание лёгкости и жёсткости диффузоров
Низкие искажения
На умеренной громкости умеют работать в мидбасовом диапазоне
Хорошо подходят для работы на объёмы дверей
Минусы:
Отдача высокая, но не запредельная
Цены и ссылки в интернет-магазин:
STEG F7 — 6990 рублей
STEG F8 — 7990 рублей
STEG K7 — 8900 рублей
STEG K8 — 9900 рублей
STEG N7 — 12600 рублей
STEG N8 — 13600 рублей
STEG NT 25 — 4990 рублей
STEG NT 33 — 5990 рублей
Нет комментариев. Ваш будет первым!