На этот раз у меня на измерениях динамики FSD Audio серии Standart. Сама серия немаленькая – в ней есть динамики с фазовыравнивающей пулей и с колпачком, на неодимовых моторах и на феррите, с разными подвесами. Как говорит описание, их общая задача – получить максимальную громкость при работе с усилителями небольшой мощности. Но громкость – это, как всегда, только половина дела. Что они могут предложить ещё – это и предстояло выяснить.
Из всей серии в лабораторию пришли две модели СЧ-динамиков, которые имеют, пожалуй, максимальное количество отличий – 6,5-дюймовый динамик FSD Audio 165V на феррите и 8-дюймовый FSD Audio 200BN на неодиме – с фазовыравнивающей пулей вместо колпачка и другим подвесом.
В каком-то смысле это позволяет охватить сразу всю линейку, что называется, "от и до". Плюс не совсем привычный твитер, но о нём расскажу чуть позже.
КОНСТРУКЦИЯ
FSD Audio 165V диаметром 6,5-дюймов – это чистый среднечастотник без единого намёка на работу в мидбасовом диапазоне. Это понятно даже без измерений – достаточно взглянуть на подвес, он допускает крайне малый механический ход.
Диффузор выполнен из целлюлозы средней плотности, что вполне традиционно для "эстрады". Этот материал лёгок, а это одно из важных условий для получения высокой чувствительности.
Магнит крупный, поэтому и сам динамик оказался неожиданно тяжёлым. Не так чтобы очень, но всё равно потяжелее обычного. Корзина – стальная штампованная, клеммы – лопаточки. Без излишеств, раз сказано standart, значит standart.
В магнитной системе отмечу относительно толстые шайбы магнитопроводов. При прочих равных это даёт лучшую линейность в пределах рабочего хода и, как следствие, уменьшение искажений.
Немного забегая вперёд, измерения явно намекнули на использование в моторе кольца Фарадея (короткозамкнутого витка), которое, в свою очередь, тоже позитивно сказывается на ситуации с искажениями. В общем, при всей внешней простоте внутри динамик оказался не таким уж и простым.
8-дюймовый FSD Audio 200BN построен совсем иначе. Разве что материал диффузора – почти та же целлюлоза средней плотности.
Первое важное отличие – другой подвес. Он двухволновый, такой обычно допускает больший механический ход. Намёк на использование в качестве мидбасового? Пока сказать сложно, потом посмотрим на измерения.
Мотор тоже другой – он уже на неодимовом магните, из-за чего динамик оказался даже легче своего 6,5-дюймового собрата.
Отмечу как плюс небольшую установочную глубину 8-дюймового динамика. С ферритовым магнитом она оказалась бы как минимум сантиметра на два больше.
А самое, наверное, интересное – это твитер FSD Audio TW-T70SL. В серии есть "эстрадные" модели и в более привычных корпусах, но компрессионных рупорников в таком компактном размере у меня на измерениях пока ещё не было.
Мало того, что компактность сама по себе уже даёт больше свободы в выборе мест установки, так в комплекте идут ещё и чашки для монтажа на поверхность. Для "эстрады" это большая редкость.
Если твитеры будут использоваться в системах без поканалки, в качестве фильтров предлагается использовать конденсаторы номиналом 2,2 мкФ.
ИЗМЕРЕНИЯ
Электромеханические параметры
На сайте компании "Фаворит", которой принадлежит бренд FSD Audio, есть полный список параметров для каждой модели динамиков. Однако эти параметры практически всегда снимаются с предсерийных образцов, а серийные динамики порой могут отличаться от них довольно сильно. Должен отметить, что в данном случае причин для придирок нет, измерения подтвердили заявку с точностью до естественного разброса и обычных метрологических допусков.
Зависимость импеданса от частоты для FSD Audio 165V
Измеренные параметры FSD Audio 165V:
Fs (собственная резонансная частота) – 201 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 1,9 л
Qms (механическая добротность) – 5,38
Qes (электрическая добротность) – 1,11
Qts (полная добротность) – 0,92
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,4 дБ
Зависимость импеданса от частоты для FSD Audio 200BN
Измеренные параметры FSD Audio 200BN:
Fs (собственная резонансная частота) – 97 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 13 л
Qms (механическая добротность) – 8,68
Qes (электрическая добротность) – 0,38
Qts (полная добротность) – 0,36
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,1 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,8 дБ
Что можно отметить. Во-первых, рост импеданса с повышением частоты очень небольшой – так проявляется наличие в магнитных системах колец Фарадея. Они же – короткозамкнутые витки.
Если простыми словами, то работают они так. Любой динамик при движении диффузора начинает сам работать как генератор и тем самым "мешаться" усилителю. В результате – гармонические и интермодуляционные искажения и прочие неприятности. Кольцо Фарадея компенсирует это явление – оно "принимает" на себя энергию, которую динамик вырабатывает. Индуктивность динамика снижается, усилителю работается легче, и всё это приводит к уменьшению искажений.
Один из "побочных" эффектов кольца Фарадея – повышение электрической добротности. Правда, если для неодимового динамика это особо не почувствовалось, то для ферритового полная добротность оказалась ближе к единице. В принципе, ничего плохого в этом нет, просто такие динамики нужно осторожнее "подрезать" снизу – для 6,5-дюймового 165V – никак не ниже 350-400 Гц (12 дБ/октава).
Второе, что можно отметить, – это высокая опорная чувствительность как для 6,5-дюймовой, так и для 8-дюймовой моделей. Динамики не просто громкие, они очень громкие.
Измерения АЧХ FSD Audio 165V
Для 6,5-дюймового "ферритового" FSD Audio 165V всё оказалось предсказуемо – при высокой резонансной частоте и добротности под единицу динамик начинает эффективно работать уже с 200-250 Гц.
АЧХ динамика FSD Audio 165V при установке в дверь или просторный корпус
по оси (красная) / под углом 30 градусов (синяя) / под углом 60 градусов (зелёная)
Но повторю ещё раз – это только на небольшой громкости. У динамика очень маленький ход, так что если подпустить его близко к резонансной частоте, это неминуемо приведёт к повышению искажений. Так что режьте снизу никак не ниже 350-400 Гц и фильтром с крутизной не меньше 12 дБ/октава.
Измерения АЧХ FSD Audio 200BN
Для 8-дюймового FSD Audio 200BN всё немного сложнее и интереснее. При установке просто в дверь он будет работать как обычный среднечастотник. По низу у него получается пологий спад, который начинается где-то от 300 Гц.
АЧХ динамика FSD Audio 200BN при установке в дверь или просторный корпус
по оси (красная) / под углом 30 градусов (синяя) / под углом 60 градусов (зелёная)
Если же немного постараться, можно заставить его эффективно работать примерно от 150 Гц и даже получить панч. Причём, сделать это не так уж и сложно – корпус должен быть объёмом всего 6 литров с портом, настроенным на 110 Гц (короткий отрезок трубы диаметром 6 см и длиной 5 см):
Расчётные АЧХ динамика FSD Audio 200BN при установке в дверь (синяя) и в фазоинверторный корпус (красная)
В этом случае резать динамик снизу по частоте можно примерно со 120-150 Гц фильтром с крутизной не меньше, чем 12 дБ/октава.
Измерения АЧХ твитера FSD Audio TW-T70SL
Как обычно, для твитера сначала снимаю АЧХ без фильтра. Разумеется, в системе так его включать не нужно, но при измерениях это даёт понять, есть ли у него какие-нибудь резонансные проблемы.
На удивление, FSD Audio TW-T70SL оказался совсем не таким страшным, как большинство компрессионных рупорников. У него отсутствуют ярко выраженные резонансы, но при этом чувствительность гораздо выше, чем у традиционных твитеров.
АЧХ твитера FSD Audio TW-T70SL при включении без фильтра
по оси (красная) / под углом 30 градусов (синяя) / под углом 60 градусов (зелёная)
Конденсатор номиналом 2,2 мкФ из комплекта оказался для TW-T70SL самым оптимальным – результирующая АЧХ получается вполне приличной для "эстрадного" применения.
АЧХ твитера FSD Audio TW-T70SL при включении через конденсатор 2,2 мкФ
по оси (красная) / под углом 30 градусов (синяя) / под углом 60 градусов (зелёная)
К тому же обратите внимание – твитер так начинает эффективно излучать уже начиная примерно с 6-7 кГц, при этом не перегружаясь на нижнем краю своего диапазона и дотягивая почти до самого верха.
ВЫВОДЫ
Судя по протестированным динамикам, серия получилась весьма разнообразной – от типичных громких среднечастотников до моделей, которые можно заставить играть ниже по частоте.
Кстати, обе модели и вверх по частоте забираются очень неплохо, так что в каком-то смысле их можно назвать даже широкополосными. Это позволяет поднимать частоту раздела между ними и твитерами до 8-9 кГц, при этом твитерам будет работаться легче, а значит, поднимется и общий запас неискажённой громкости.
FSD Audio 165V – чистый среднечастотник, для работы в качестве мидбасового не приспособлен ни при каких условиях. Но зато если правильно подрезать его снизу по частоте (см. рекомендации в тексте), то он сумеет играть громко и чисто. Ставить можно хоть в дверь, хоть зажимать в небольшие объёмы.
FSD Audio 200NB – неодим позволил выжать ещё больше громкости. Правда, вместе с ней динамик приобрёл и яркость в звучании. Это наглядно видно на АЧХ – по оси динамика есть хоть и пологий, но заметный горб в диапазоне от 2 до 7-8 кГц. Зато его можно заставить играть от 150 Гц, если поставить не в дверь, а в фазоинверторный корпус. Объём и размеры порта, если что, уже посчитаны.
Ну и твитеры. FSD Audio TW-T70SL оказались весьма занятной штучкой – при достаточно ровной АЧХ почти как у классических твитеров, они обладают повышенной чувствительностью, как и полагается рупорным компрессионным излучателям.
Источник: https://carmus.ru/content/193
Большая благодарность за обзор и тест сайту Carmus.ru и Антону Николаеву лично.
Нет комментариев. Ваш будет первым!