В системах с претензиями на SQ редко используют готовые сабы. Оно и понятно – за редкими исключениями это что-то недорогое, нацеленное на массовый сегмент и несложную музыку. В этом смысле Steg оказался одним из таких исключений – он построен практически по всем канонам SQ. Вряд ли зайдёт тем, кто любит «долбёжку сзади», а вот когда нужен точный и разборчивый бас, может стать очень достойным решением.
Не стану относить Steg ST10P к дешёвым сабам: на момент теста его цена 27500 рублей. Однако если учесть, что в эту сумму входят не самый простой динамик с нормальным мотором, толково рассчитанный и прилично выполненный корпус, то получается адекватно.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Саб выполнен в самом, на мой взгляд, удобном формате – плоский корпус на ножках, динамик направлен вниз.
Помимо чисто практической стороны (динамик защищён, на такой корпус можно что-то положить), это выгодно и для звука. Перед динамиком создаётся симметрирующая акустическая нагрузка, «уравновешивающая» упругость воздушного подпора диффузора с обеих сторон (напомню физику – при сжатии и разрежении воздух ведёт себя по-разному, и особенно эта несимметричность проявляет себя в компактных корпусах).
Плюс ко всему такая акустическая нагрузка работает как дополнительный ФВЧ, отсекающий призвуки за пределами сабвуферной области (а обычные сабы частенько добавляют отсебятину выше по частоте, где их не просят).
Сам корпус достаточно компактный: без учёта высокого гриля получается 32 х 45 х 13,5 см. «Чистый» внутренний объём получается что-то около 10 литров, плюс-минус мелочи.
Массивные пластиковые ножки выполнены из чего-то похожего на ТПУ и изначально просто вложены в коробку. Это логично – иногда рельеф пола багажника диктует свои условия, так что конкретные точки крепления лучше выбирать уже по месту. При примерке наклеиваются на двусторонний скотч, окончательно фиксируются саморезами.
В отделке используется тиснёный полимерный материал, немного «резинисный» на ощупь. Вышивка на верхней стороне – лёгкий эстетический штрих.
На торцевых стенках – более привычное жёсткое полимерное покрытие с шероховатой фактурой.
Терминал подключения кабелей – с пружинными нажимными клеммами под зачищенный провод.
Защитный гриль на динамике – несъёмный. Он вклеен по внутренней части крепёжного фланца.
Впрочем, снятию динамика он не мешает. Корпус выполнен из МДФ толщиной 18 мм. Передняя стенка – наборная, ещё толще. Динамик крепится через уплотнительную прокладку.
Динамик довольно интересный. В исполнении нет лишних украшательств, но с инженерной точки зрения всё по уму. Мотор – с толстой верхней шайбой магнитопровода (читай – с большой высотой магнитного зазора), что должно хорошо сказаться на контроле динамика усилителем. Привлёк внимание материал диффузора – целлюлозный композит с углеволоконным наполнением.
Вообще, в серии есть и отдельный динамик Steg ST10, но он выполнен чуть иначе, и в параметрах есть небольшие отличия. Хотя концепция схожая – можно тоже взять его на заметку.
Измерение параметров и характеристик
Измерил параметры динамика отдельно. Некоторые из них указаны в описании, совпадение хорошее. Ну и сразу посмотрел, что меняется в корпусе.
Измеренные параметры динамика Steg ST10P:
- Fs (собственная резонансная частота) – 31 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 24 л
- Qms (механическая добротность) – 6,67
- Qes (электрическая добротность) – 0,49
- Qts (полная добротность) – 0,45
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 150 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 9,9 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 1,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 83,5 дБ
Если коротко, мотор – сильный, добротность намекает на универсальность – можно применять в ЗЯ и в ФИ. Подвижка – не самая лёгкая, но по нынешним временам и не тяжёлая – средняя. Центрирующая шайба – не слишком жёсткая. В результате резонансная частота вверх не взлетела, для 10-дюймового калибра оказалась даже низкой.
Установка в корпус повышает резонансную частоту до 56 Гц. Кстати, весьма удачное значение: обычно ниже 50-60 Гц воспроизведению баса начинает помогать салон, и где-то с этих же значений корпус ЗЯ работает как ФВЧ. Эти особенности компенсируют друг друга, и это в итоге даёт шанс получить ровную полку АЧХ в салоне. Результирующая добротность Qtc поднимается до 0,76 – нормально, близко к оптимальному значению.
Немного посчитал. Чистый внутренний объём корпуса здесь около 10 литров, расчётная Qtc получается как раз 0,76, что идеально совпало с измеренным значением. Смоделированная АЧХ в салоне (с учётом универсальной передаточной характеристики Тома Ньюзена) получается такой:
Собираю всё обратно, снимаю ещё пару характеристик в ближнем поле (микрофон – почти вплотную к несъёмному грилю). Удивительно, но динамик почти не даёт механических призвуков – за пределами сабвуферного диапазона отдача спадает почти равномерно, никаких значимых горбов не вылезает. Очень хорошо.
В области информативного баса искажений мало, КГИ достигает критичных величин только ниже 30 Гц, где это уже не так важно, для 10-дюймовго саба всё в пределах разумного. Короче, если не намудрить с подбором усилителя и настройкой, саб позволяет получить довольно чистый бас.
Проба в деле
У всех свои приоритеты в подаче нижних частот, но конкретно Steg понравится тем, кто хочет получить «быстрый» бас (хотя мне это слово не очень нравится применительно к НЧ).
Для понимания, бас не раздувается гудящей массой и не тянет низкочастотные «хвосты». На рокешнике бас-бочка и бас-гитара упругие и собранные, не мешаются друг другу. Т. е. если оценивать баланс между количеством и качеством баса, то перевес именно в пользу артикуляции и разборчивости.
Но и «сухим» характер Steg я не назову – бас плотный, «мясной». Да, он не стремится поразить «инфрой», но на ритмичной электронике от лёгкой EDM до жёсткого транс-колотилова удар получается наполненным, сочным.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Хороший вариант, когда приоритет смещён в сторону качества и разборчивости баса, а не его количества любой ценой. По большому счёту, в Steg ST10P есть всё, чего можно ожидать от хорошей «десятки», нацеленной на SQ применение.
Использовать его с 2-канальниками я бы не стал – далеко не всякий усилитель в мостовом включении нормально работает на 2 Ом. Но с большинством моноблоков он срастётся хорошо.
Важный момент. При выборе моноблока не нужно ориентироваться на мощность 200 Вт, указанную в описании. Смело берите любой моноблок, выдающий 300-600 Вт RMS на 2 Ом (я вообще, когда пробовал этот саб на деле, подключал к усилителю, выдающему на такую нагрузку немногим больше киловатта). Не стану вдаваться в физику работы и значение мощностных показателей, просто скажу, что силовой запас усилителя хорошо скажется на контроле динамика, а значит, и на качестве баса.
Компактность, удобный плоский форм-фактор корпуса
Аккуратное исполнение
Толково рассчитанный корпус
Разборчивый, музыкальный бас без гудения и смазывания рельефа
Не зайдёт тем, кому нужно «дёшево и много»
Нет комментариев. Ваш будет первым!