Вот люблю я, когда в руки попадает не просто какая-нибудь вещь, а прямо Вещь, с большой буквы. К примеру, много ли вы видели широкополосных усилителей, которые могут выдать больше киловатта в каждый канал, но которые при этом не стыдно поставить в приличные SQ-системы? Не сварочных аппаратов с возбуждением от RCA-входов, а действительно мощных усилителей с нормальным звучанием? Вот и я немного.
На этот раз ко мне в лабораторию попал как раз один из таких – Steg K2.04. Модель на самом деле древняя, но с недавних пор компания GT Trading (как раз ей принадлежит бренд Steg) возобновила её производство. Заявленная мощность – 2х400 Вт на 4 Ом и 2х1400 на 1 Ом. А если в мост, то на 2 Ом обещано аж 2800 Вт. И это, на минуточку, усилитель АВ-класса!
На самом деле я уже тестировал модель помладше из этой же серии – Steg K2.03 и поначалу не видел особого смысла изучать эту же серию снова. Но, как оказалось, всё не так просто. Если протестированный тогда Steg K2.03 был произведён на фабрике в Юго-Восточной Азии, то усилитель, который я держу в руках сегодня…
Если сравнить их визуально, то некоторые внешние различия обнаружить можно, и главным образом это касается применяемых материалов и покрытий. Останавливаться долго на этом не буду, качество изготовления у обеих моделей в любом случае достаточно высокое.
Для подключения усилителя предусмотрены терминалы под кабель 2Ga, "нулёвка" в них не зайдёт. Потребляемая мощность у усилителя приличная, так что усилитель и дистрибьюторы питания лучше не разносить слишком далеко друг от друга.
Радиаторы по бортам дополнительно охлаждаются вентиляторами. Они работают не постоянно, а включаются только когда это необходимо. Снял защитную сетку, чтобы лучше было видно. Вентиляторы, кстати, можно двигать вдоль корпуса.
Интересный момент – со стороны "силы" нет разъёма под провод Remote. Он перенесён на "линейную" сторону.
Фильтрация может осуществляться двумя способами. Собственные встроенные ФВЧ и ФНЧ имеют несколько фиксированных значений частоты. Для ФВЧ дополнительно можно выбрать добротность (0,7 или 1,2), а для ФНЧ можно задать крутизну среза (12 или 24 дБ/октава). Подробнее работу фильтров разберу, когда буду делать измерения.
А можно использовать не встроенные фильтры, а внешние модули Steg AQXM2, каждый из которых рассчитан на фиксированную частоту. Такие модули предлагаются отдельно – всего в каталоге Steg их 55 штук – с настройками от 22 Гц до 8,5 кГц. С ними возможности настройки фильтров уже практически ничем не ограничены.
Модули представляют собой простые резистивные сборки с четырьмя одинаковыми резисторами, так что ничто не мешает изготовить их самостоятельно. Формула расчёта резисторов в описании не приводится, но она есть в сервисной документации Steg. При желании её можно найти и в интернете.
Другая фича Steg – разъём StegLink, через который усилитель можно подключить к компьютеру (понадобится ещё адаптер Steg USB-01). Правда, такое подключение нужно совсем не для настроек. Да и настраивать тут нечего, встроенный процессор никак не вмешивается в сигнал. Он нужен для мониторинга работы усилителя.
Эта фича может пригодиться сервисным службам и особо дотошным инсталляторам – с помощью софта My Steg Manager можно следить за работой усилителя, а в случае неисправности автоматически отсылать логи в техподдержку производителя. В этот раз адаптера для подключения к компьютеру у меня не было, но если интересно, подробности о работе программы есть в отчёте о тестировании Steg K2.03.
Внутри усилитель выглядит, конечно, шикарно. Качество изготовления платы и монтажа компонентов вопросов не вызывают.
Вентилятор внутри корпуса делит внутреннее пространство ровно на две части. Он дополнительно прогоняет воздух вдоль крышки с внутренней стороны, вход и выход воздуха, получается, осуществляются через торцы.
Блок питания один на оба канала, и реализован он не совсем обычно. Во-первых, он стабилизированный. Судя по заявке, выходная мощность усилителя должна оставаться постоянной при колебаниях питания от 11 до 14,4 В. Во-вторых, он управляется микропроцессором, который позволил разработчикам гибко настроить поведение усилителя в разных нештатных ситуациях и напичкать его всевозможными защитами по самое "дальше некуда".
Интересный момент – силовые линии реализованы медными шинами. Чаще для этого используются просто отрезки толстых кабелей.
Звуковая часть сделана по тем же принципам, что и в остальных усилителях серии K2. Разумеется, с "масштабированием" количества выходных транзисторов и напряжения питания.
Есть тут, кстати, одна особенность, которая перешла в новые Steg K2.04 из старых, "докризисных". Выходные транзисторы (здесь стоят полевики FQP22N10 и FQP33N10), судя по даташиту, имеют максимальное напряжение сток-исток 100 Вольт. При этом выходной каскад питается напряжением, близким к этому значению.
Иными словами, усилитель тонко балансирует практически на пределе возможностей элементов. Не скажу, что это проблема (прежние "стеги" пачками в ремонт не попадали, как некоторые новомодные усилители), но требования к разбегу параметров элементов при таком раскладе уже предъявляются серьёзные.
ИЗМЕРЕНИЯ
Начну, пожалуй, с фильтров. Для ФВЧ доступно четыре значения частоты (60, 80, 100 и 120 Гц) и два значения добротности (0,7 и 1,2). Собственно, как заявлено, так и работает:
Для ФНЧ тоже можно выставить одну из четырёх частот (60, 70, 80 или 90 Гц). Добротность не меняется, но можно выбрать крутизну – 12 или 24 дБ/октава. Последнее доступно, когда каналы переведены в режим "моно" (сигнал в этом случае берётся только с одного RCA-входа).
Интересная фишка – если ФВЧ переключить из режима встроенного фильтра в режим модуля AQXM2, но сам модуль при этом не вставлять, то получим фильтр-сабсоник, настроенный где-то на 23-25 Гц. Если при этом включить ФНЧ, то получится грамотный набор фильтров для сабвуфера.
Дальше перехожу к гармоническим и интермодуляционным искажениям. В этот раз попробовал снять чуть больше спектрограмм выходного сигнала, чем обычно.
Обратите внимание на первые два графика. Это спектры выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц. Только в первом случае – с малым уровнем, а во втором – уровень выше. Во-первых, так можно наглядно отследить, как меняется характер искажений с ростом уровня сигнала. Во-вторых, можно оценить, как усилитель работает на малом сигнале: в А-классе гармоники на малом сигнале практически отсутствуют, в В-классе они видны хорошо. Steg K2.04, судя по всему, ближе ко второму. Ну и реакцию усилителя на сочетание разных частот, как обычно, тоже оценил:
В принципе, было и так ясно, что при такой ломовой мощности Steg K2.04 не должен быть склонен к нежностям. Его основная задача – надёжно контролировать нагрузку. При этом уровень искажений на средней и высокой мощности достаточно удержать, что называется, просто в рамках приличия:
Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,1%
Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,2%
Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 365 Вт
Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 632 Вт
Мощность на 1-омную нагрузку проверить не удалось, моего лабораторного блока питания (Audison Symbatt 100) просто не хватило. Но что-то мне подсказывает, что с этим у Steg должен быть полный порядок. По крайней мере, замеры мощности, выложенные по этому усилителю на немецком сайте amp-performance.de вроде как поводов к сомнениям не дают.
Единственное, в описаниях почти везде указываются максимальные мощности (400/760/1400 Вт при 4/2/1 Ом), хотя в инструкции можно найти и номинальные значения (335/650/1200 Вт). Тоже немало, между прочим.
ЗВУЧАНИЕ И ВЫВОДЫ
Звучит усилитель очень напористо, с бешеным энергетическим запасом. Не буду говорить, что звучание на СЧ и ВЧ поражает прозрачностью, но дискомфорта точно не вызывает. Ровно, аккуратно, нейтрально, может, чуть-чуть суховато. Но вы всерьёз что ли собрались К2.04 на твитеры или нежные среднечастотники ставить?
Зато бас великолепен. Можно прибавлять громкость до очень приличных уровней, при этом динамики не уходят "в свободный полёт". Удар – и диффузор встаёт как вкопанный. Редкий контроль. На слух бас могучий, сочный. На клубной музыке ритм отбивает в грудь как огромным упругим резиновым шаром, на джазе и роке нижние частоты весомые, основательные и при этом очень разборчивые. Даже на классике литавры звучат как надо, а не накатывают вязкой низкочастотной волной. Одним словом, здорово.
В общем, если уж нацеливаться на SQ-системы, то предназначение Steg K2.04 вырисовывается однозначно – это работа на мощное мидбасовое звено или сабвуфер. При этом усилитель умеет по-настоящему надёжно контролировать даже тяжёлые динамики, а мощности хватит для любых разумных (и, наверное, даже для безумных) применений.
Плюсы:
Качественное исполнение
Для усилителя АВ-класса мощность просто огромная
Нейтральное и комфортное звучание в широкой полосе
Очень драйвовая подача басового диапазона
Великолепный контроль динамиков
Минусы:
В иных случаях не помешали бы силовые терминалы под 0Ga
Компактность? Не, не слышал.
Нет комментариев. Ваш будет первым!