В 2000-х годах серия Master Stroke была вершиной модельного ряда Steg и мечтой для многих энтузиастов, практикующих вдумчивый подход к инсталляции. В наше время это имя начали носить и акустические системы. Причём модель Steg ME650C, которую предстояло изучить, как оказалось, тоже не терпит установки "задней левой", зато к ней стоит присмотреться тем, кто не боится корпусной установки.
Самое интересное, что принадлежность к столь пафосной серии не сказалась на стоимости, цена Steg ME650C на момент теста не превышает 20000 рублей. Как бы то ни было, первое впечатление акустика создаёт весьма солидное, держать компоненты в руках приятно.
КОНСТРУКЦИЯ
Комплект не содержит ничего лишнего, только НЧ/СЧ динамики, твитеры и кроссоверы. Никаких установочных колечек или чашечек под твитеры, жестяных скобок и саморезов и всего такого прочего. В custom-инсталляциях это действительно ни к чему.
Первое, что привлекает внимание в НЧ/СЧ динамиках – крупный центральный колпак. Точнее, не столько крупный, сколько высокий, выглядит всё это очень непривычно. Материал диффузора – непрессованная целлюлоза с характерным рельефом лицевой части.
На верхнем подвесе диффузора нанесён серийный номер. Намёк, мол, тут всё серьёзно.
С тыльной стороны диффузор имеет более привычную фактуру, хотя тут тоже есть одна интересная деталь – радиальные утолщения. Они призваны гасить возникающие в диффузоре механические напряжения, распространяющиеся от катушки к краям и обратно. Насколько эффективно – потом посмотрим на измерениях.
Корзина динамика литая. Магнит не гигантский, но достаточно крупный. Обращу внимание, что в торце магнитной системы имеются отверстия для охлаждения. Поскольку динамик не прочь поработать в корпусе, придётся учитывать, что его нельзя упирать магнитом вплотную к задней стенке.
Центрирующая шайба относительно большая. Подводящие сделаны плоскими косичками и прошиты через неё.
Твитеры заключены в точёные алюминиевые корпуса и подразумевают только врезной монтаж. Сетки – несъёмные, материал купола – шёлк.
Кроссоверы выполнены в корпусах среднего размера. Компоненты пусть и без громких имён, но вполне приличные – катушки, намотанные толстым проводом на "воздушном" сердечнике, плёночный Bennic в цепи ВЧ и брендированный неполярный электролит в звене СЧ/НЧ. Резисторы в аттенюаторе твитера снабжены радиаторами – не думаю, что здесь это настолько актуально, но выглядит красиво.
Выбор уровня твитера осуществляется его подключением к соответствующим клеммам. Не слишком удобно для оперативной настройки, но переключатели или джамперы – это всегда слабое звено, так что плюсы в таком решении тоже есть.
ИЗМЕРЕНИЯ
Измеренные параметры оказались достаточно близки к заявке, и первое, что привлекло внимание – крайне низкая для автомобильного применения добротность НЧ/СЧ динамика и невысокая резонансная частота. Получился действительно приличный такой ящичный мидбас. Масса подвижки, правда, достаточно высокая, так что акустика требует мощного усилителя с хорошим контролем. Это важно.
Измеренные параметры Steg ME650C:
Fs (собственная резонансная частота) – 55 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 10,3 л
Qms (механическая добротность) – 3,41
Qes (электрическая добротность) – 0,49
Qts (полная добротность) – 0,42
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 19 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,1 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,4 дБ
Традиционное измерение АЧХ в просторном корпусе, как и полагается для динамика с низкой добротностью, показало плавный спад внизу рабочего диапазона. Но как это проявляется на деле и как динамик работает в корпусе, коснусь чуть позже, сейчас важно другое – как динамик ведёт себя выше по диапазону.
А выше он имеет одну интересную особенность – ступенька в районе 1 кГц. Вряд ли это объясняется словами "так получилось", но тайный смысл этого можно будет понять только при прослушивании.
Линейность акустической фазы в районе ступеньки, соответственно, тоже немного уплывает, но некритично. Как бы то ни было, диффузор достаточно жёсткий, динамик входит в модальный режим работы (когда длина волны становится сопоставимой с его размерами) хоть и не совсем обычно, но всё же без грубостей.
В спектре искажений преобладает вторая гармоника. Общий уровень выглядит слегка повышенным, но тут нужно учесть, что эти измерения я снимал далеко не на самой маленькой громкости.
При подключении динамика через кроссовер его работа практически перестаёт зависеть от угла разворота. Для автомобиля, считаю, это плюс.
Характерная черта твитера – лёгкий подъём в области 12-16 кГц.
Судя по всему, этого добивались намеренно, чтобы компенсировать традиционный "шёлковый" спад на самом верху, субъективно смягчающий звучание ВЧ. Но тут результат лучше тоже оценивать на слух.
С искажениями у твитера полный порядок. Разве что небольшое замечание – если акустику использовать в поканальной системе, подрезать его снизу лучше никак не ниже 5-6 кГц.
Собственно, штатный кроссовер всё делает правильно.
ЗВУЧАНИЕ
Предположение, что обычная дверная установка мидбасовых динамиков придётся по душе не всем, подтвердилась. Низкая резонансная частота в сочетании с низкой добротностью – не самое оптимальное для этого сочетание. Да, за счёт низкой резонансной частоты они пытаются забраться в глубину, но в целом бас получается лёгким и теряется за всем остальным, хочется больше основательности.
Тем не менее, такая звуковая подача может понравиться тем, кто слушает классику, лёгкий инструментальный джаз или музыку с красивым вокалом. К примеру, неожиданно хорошо зашли треки вроде Katherine Jenkins – Time To Say Goodbye или Alison Krauss and Union Station – Paper Airplane. Звучат очень легко и как-то атмосферно что ли. Да и контрабас на чём-нибудь вроде Brian Bromberg – A Love Affair красив, абсолютно без гудения и очень разборчив.
Поэкспериментировал с оформлением. Установка в ЗЯ делает звучание заметно более панчёвым, в звуке появляется более плотный удар. Глубина баса при этом, разумеется, теряется, так что тут многое будет зависеть ещё и от сабвуфера. При этом динамику достаточно каких-то смешных 5-6 литров.
Но динамики имеют очень подходящие параметры для фазоинверторного оформления, и вот тут результат может получиться очень даже вкусным. И тоже больших объёмов не потребуется:
Красная АЧХ – ФИ 8 л / 55 Гц (порт 4 см длиной 12 см)
На СЧ и ВЧ звучание ровное, спокойное, никаких "резаков". Но при этом лёгкое и ненавязчивое. Есть ощущение, будто инструменты и вокал отодвинулись вглубь сцены. С большой вероятностью так показывает себя та самая ступенька на АЧХ в области 1 кГц. И я бы не сказал, что на слух это воспринимается как минус, такое звучание, пожалуй, даже приятнее.
Что же касается ВЧ, то тут меня зацепил один забавный трек – Arne Domnereus – High Life, в своё время я его раскопал на диске Audiophile Reference II Popular Music. Там есть и большие медные тарелки, и бубен с множеством мелких металлических тарелочек (непростой, кстати, инструмент, раньше я его как-то недооценивал), и хлопки в ладоши, и даже ксилофон. Я его часто использую для оценки микродинамики на СЧ и ВЧ.
На этом треке Steg показал очень даже неплохую разборчивость звучания. И хотя формально АЧХ твитеров не забирается в ультразвук, но за счёт горбика в области 12-16 кГц субъективно звучание воспринимается довольно легко и ненавязчиво.
ВЫВОДЫ
Акустика однозначно непростая и со своими особенностями. Причём, не просто "так получилось", её характер явно задавался при проектировании. Просто воткнуть динамики в дырки и сразу получить результат не получится, акустика рассчитана на профи, не боящихся нестандартных решений.
Steg ME650C – подходящий вариант для корпусной установки, причём в достаточно компактные объёмы. Больше того, их можно (и даже нужно) пробовать в фазоинверторном оформлении. И не надо его бояться, динамики для него идеально подходят – и с глубиной баса будет полный порядок, и к точности звучания никаких вопросов не возникнет.
И да, к выбору усилителя тоже нужно отнестись с большим вниманием. Нежные и сентиментальные с ними не справятся, им нужен хороший контроль и достаточная мощность. Одним словом, свою принадлежность к серии Master Stroke они полностью оправдывают.
Плюсы:
Качественное исполнение
Редкий случай, когда динамики идеальны для компактных ФИ
Минусы:
Обычная дверная установка не раскроет потенциал этой акустики
Нет комментариев. Ваш будет первым!