Вверх
Тест 9-канального усилителя с 10-канальным аудиопроцессором Awave DSP8.1

Тест 9-канального усилителя с 10-канальным аудиопроцессором Awave DSP8.1

Источник сайт CARMUS

КУПИТЬ Awave DSP8.1

Сегодня на изучении процессорный усилитель от Awave с очень интересной конфигурацией – 8 основных каналов усиления плюс более мощная пара каналов, которая сразу объединена в мост для подключения сабвуфера. По сути, это возможность разом закрыть потребности в усилении вообще всей аудиосистемы. Плюс 10-канальный процессор, который, как оказалось, построен тоже ни разу не по шаблону.

Сходу для тех, кто, возможно, не в курсе. Awave – бренд компании, ныне владеющей такими брендами как Steg и Audio System by GT Trading (не путать с немецким Audio System). Изначально он был ориентирован на внутренний азиатски рынок и позиционируется как премиальный, но в последние несколько лет продаётся в Европе и России.

К слову, конкретно модель Awave DSP8.1 увидел в нескольких интернет-магазинах по цене в районе 1000 Евро. Цена у российского дистрибьютора, компании «Фаворит», – 49300 рублей на момент теста.

Такой расклад намекает, что «процеусь» может составить конкуренцию и моделям подороже. А уж учитывая возможности процессора, которые дают недвусмысленную отсылку к продуктам ещё одного бренда… Короче, интрига, давайте смотреть.

Общее знакомство

Внешне процессор, можно сказать, привычен – двусторонняя компоновка, размеры 21 х 25,5 см без учёта клемм и разъёмов. С одной стороны – питание и выходы, с другой – всё, что касается входов и вообще слаботочной части.

Основные выходы усилителя в количестве 8 штук скомпонованы в разъём. Более мощная пара каналов 9/10 выведена отдельно, она подразумевает только мостовое подключение, так что терминал имеет не 4, а 2 контакта:

Теперь что касается источников. В этой части всё выглядит весьма богато – есть, кажется, всё, что может оказаться востребованным.

Высокоуровневые входы – 8 каналов, принимают сигнал с амплитудой до 32 Вольт. Активное сопротивление входов («обманка») – около 5 Ом. Дополнительный плюс – физическая регулировка чувствительности для каждой входной пары, работает только на высокоуровневые входы.

Линейные входы (AUX) независимы от высокоуровневых, потенциометры чувствительности к ним отношения не имеют.

Оптический и коаксиальный входы позволяют подключить источники к обоим одновременно, логика маршрутизации позволяет использовать их независимо друг от друга. Входы работают с потоком с частотой дискретизации до 192 кГц.

Bluetooth Audio. Кроме базового SBC умеет декодировать AAC, aptX и aptX HD. Версия самого Bluetooth – 5.0.

USB Audio – подключаете смартфон или ГУ на Android в режиме OTG. С правильными настройками плееров (UAPP, HF Player, AIMP и т. п.) позволяет «выгнать» из источника «чистый» аудиопоток.

И здесь же, обратите внимание, имеются линейные выходы каналов 9/10 – это на тот случай, если собственного усиления для сабвуфера покажется недостаточно и захочется использовать отдельный моноблок.

А что внутри?

Всё скомпоновано на одной общей плате. Блок питания – двойной, что должно хорошо сказаться на силовых показателях (речь, как понимаете, не только о формальных циферках мощности). Конкретно в данном случае это особенно актуально, поскольку пару каналов 9/10 предполагается использовать как сабвуферную.

Процессорная часть построена на ADAU1452. Обработка сигнала ведётся с частотой 96 кГц, что является прямым намёком на соответствие спецификации Hi-Res Audio.

За преобразование аналогового сигнала в «цифру» отвечает AK5538, в дополнение к нему на плате замечен AK5534. Цифро-аналоговое преобразование возложено на AK4458. Правда, этот чип 8-канальный, а вот что декодирует сигнал ещё для одной пары каналов, я на плате, к сожалению, не обнаружил.

На чём построена сама усилительная часть, тоже подсмотреть не удалось – элементы скомпонованы с нижней стороны платы и прижаты к корпусу (с большой вероятностью, использованы силовые чипы).

Каналы 1-8 сами по себе построены как мостовые – в каждом по 2 дросселя выходных фильтров, поэтому объединить в мост два канала не получится. Сабвуферный канал, привязанный к каналам процессора 9/10, построен иначе, в нём и дроссели выходных фильтров крупнее.

Настройка процессора. Базовые возможности

Настройка – традиционно с компьютера. В комплекте идёт длинный 5-метровый кабель USB.

В модельном ряду Awave есть процессорные девайсы на разных платформах, причём уже нескольких поколений. Поэтому на сайте бренда в разделе софта скопилось около полутора десятка программ. Конкретно для DSP8.1 нужна версия DSP PC Tool 3.8.18 (на момент этого теста она, к слову, самая свежая).

Её можно запустить в демо-режиме (т. е. когда процессор не подключен) и выбрать нужную модель для эмуляции. А при подключенном процессоре программа сразу его определяет и предлагает соединиться:

Программа по своему построению заметно отличается от привычных интерфейсов. Хотя, на первый взгляд, всё вроде бы выглядит плюс-минус как обычно:

По умолчанию все выходные каналы работают как широкополосные, но если выбрать их назначения, фильтры встают в безопасный режим, и можно продолжать настраивать систему уже прибавив громкость:

Задержки и гейны собраны в отдельном окне. Максимальная задержка в каждом канале – 20 мс (примерно 6,9 метра), шаг – 0,01 мс. Каналы можно объединять в группы для синхронной регулировки:

Как задаётся маршрутизация сигналов в процессоре

А вот с маршрутизации и начинается всё веселье. Она тут построена совершенно иначе, чем это принято делать в большинстве процессоров. На самом деле что-то подобное уже бывало на изучении, не буду называть бренд, но, полагаю, многие сейчас его узнают.

Все входы тут собраны в нижней части экрана. Причём для высокоуровневых можно задать нужные типы, чтобы потом было удобней настраивать. Здесь же есть и группа «виртуальных» каналов Spatial Audio Inputs, но её разберу чуть дальше.

Выходы по умолчанию «пустые», их нужно «наполнить» – просто перетаскиваем мышкой блоки и как бы «нанизываем» входные каналы на нужные выходы:

Всё, мы задали маршрутизацию – указали, с какого входного канала на какой выходной канал должен поступать сигнал. Идём дальше, тут, как оказалось, ещё много интересных фич.

Что можно сделать со входными сигналами

Во-первых, можно скорректировать каждый из каналов от всех источников. В каждом – по 5 полос параметрической эквализации (т. е. с выбором центральной частоты и ширины полосы регулирования).

Во-вторых, есть возможность программно переворачивать полярность входных каналов – иногда этого действительно не хватает.

И в-третьих, обратите внимание, здесь есть корректировка задержки до 10 мс. Да, именно входных каналов – не путайте с задержками в выходных каналах. Для некоторых последних штаток это актуально.

Тонкомпенсация, она же – Loudness. Эта функция тоже задаётся для каждого источника, поэтому упоминаю её именно тут. Задаёте корректировку АЧХ на нижних и верхних частотах в зависимости от уровня громкости: красная – для большой громкости, зелёная – для малой. Ну и границы самих уровней громкости тоже можно задать:

А ещё процессор позволяет поиграться с приоритетностью источников и автоматическим переключением между ними:

Настройка «объёмного» звучания – виртуальные каналы Spatial Audio

А вот теперь ещё одна интересная фича – «виртуальные» каналы, которые здесь названы Spatial Audio Inputs, дословно – «пространственные» каналы.

При задании общей маршрутизации в процессоре их можно использовать, фактически, как ещё один источник наравне с остальными. Собственно, поэтому в главном окне они и названы входами, Inputs.

Сигналы этого «источника» формируются из реальных входных сигналов, принцип – тот же, перетаскиваем блоки и «нанизываем» на каждый «пространственный» канал сигналы с реальных входов:

Всего тут 8 «пространственных» каналов – пара фронтальных, пара тыловых, пара «сурраундов», центральный и сабвуферный. Для каждой из этих групп можно задать свои эффекты.

Front/Rear Field Expansion – расширение стереобазы для фронтальных каналов. На слух работа этой фичи не похожа на привычные традиционные «расширители стерео», похоже, тут комплексный подход к обработке. По умолчанию задана частота «максимального эффекта» 500 Гц, но с ней можно и поэкспериментировать.

Front/Rear/Center Treble Enhancement – небольшая обработка на ВЧ, придающая звучанию дополнительную «воздушность». При нехватке разрешения у акустики фича должна оказаться более чем уместной.

Star Surround – эффект «пространства» в сурраунд-каналах – их можно использовать для формирования реальных каналов для динамиков в задних дверях или тыловых динамиков.

Bass Boost – не берусь точно утверждать насчёт алгоритмов этой обработки, но это вряд ли обычая эквализация. Субъективно бас становится более «весомым» именно по своему характеру.

Bass Subharmonics – эта фича немного напомнила работу прежних басовых аналоговых процессоров, которые повышали субъективную басовитость за счёт гармоник, позволяющих мозгу «достраивать» основные тона.

Задержки. В каждый сформированный канал этого виртуального «источника» можно ввести задержку. Это, разумеется, независимо от настроек выходных каналов. Максимально – до 10 мс (эквивалентно «отодвиганию» примерно на 3,4 метра).

Сохранение пресетов в памяти и смена источников

Решил упомянуть отдельно, чтобы акцентировать внимание на одной особенности. Дело в том, что в отличие от обычных процессоров в памяти здесь сохраняются не только текущие базовые настройки – фильтров, эквалайзера, задержек и т. п., но и вся маршрутизация.

А это значит, что можно записать в пресеты конфигурации системы с приоритетами на тот или иной источник. Собственно, это одна из причин, почему здесь нет традиционного переключения между входами – при таком алгоритме оно просто не нужно.

Прочие настроечные мелочи

Не хотелось бы превращаться в инструкцию с описанием всего подряд, но пару мелочей ещё отмечу. Во-первых, задержка включения и выключения – полезная штука, если от каких-то источников могут прийти щелчки в систему.

И ещё одна фича, которая, уверен, понравится многим настройщикам – возможность задать пароль. Чтобы, значит, шаловливые ручки пользователей не лезли куда не надо.

Измерение параметров и характеристик усилительной части

В основных каналах 1-8 спектр достаточно чистенький, обошлось без частокола гармоник. Особых артефактов, попадающих в звуковой диапазон, тоже вроде бы нет. По этой части можно поставить зачёт.

Более мощный канал хоть и назван сабвуферным, умеет работать в широкополосном режиме. Спектр чуть более шумный на НЧ, хотя ничего критичного, всё происходит на уровнях, которые ухо всё равно не поймает (тем более, в сабвуферном канале). С гармониками от основного тона тут всё нормально.

Что касается силового потенциала, то для 8-канального усилителя он не такой уж и маленький – ограничение сигнала начинается на отметке под сотню Ватт на 4-омной нагрузке. На 2-омной усилитель форсируется до полутора сотен Ватт на канал.

Мощностные параметры Awave DSP8.1, каналы 1-8 (измерение на 1 кГц):

  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 93 Вт
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 114 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 124 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=1 Вт) <0,02%
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%

 

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 148 Вт
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 156 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 163 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=1 Вт) <0,02%
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,06%


Сабвуферный канал явно ориентирован на работу с чувствительными сабвуферами, имеющими не слишком тяжёлую подвижку. Причём здесь тот самый случай, когда лучше посмотреть в сторону 2-омных сабов (ну или 4+4 с параллельным включением обмоток). Усилитель работает на такую нагрузку вполне уверенно, ну и мощность уже даёт некоторую свободу в выборе моделей. В крайнем случае, помним, что каналы 9/10 выведены в линейном виде – подключение внешнего моноблока тоже возможно.

Мощностные параметры Awave DSP8.1, каналы 9/10 (измерение на 1 кГц):

  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 253 Вт
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 267 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 288 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=1 Вт) <0,01%
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,05%

 

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 362 Вт
  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=5%) – 415 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 434 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=1 Вт) <0,03%
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,05%

А что по звуку?

Очевидно, что звучание процессорной системы в большей части зависит от настроек, поэтому постарался оценить только аспекты, которые характеризуют особенности усилительного звена и могут повлиять на выбор акустики.

Во-первых, сходу отметил характер мидбасового диапазона – он приятный, упругий, не размазывается, на ритмичной музыке удар передаётся плотненько, бас-гитара в роке вибрирующая, и даже контрабас в джазовых треках не норовит раздуться.

По ходу прослушивания на разной музыке сложилось впечатление, что фанатично искать этому усилителю динамики с высокой чувствительностью нет необходимости. Да, откровенно тяжеловесных мидбасов подсовывать ему не нужно, но простор для выбора однозначно есть.

В СЧ/ВЧ диапазоне звучание воспринимается легко и комфортно. Голоса живенькие, шипящие звуки из них не вылетают, на струнных инструментах атака не мажется – достаточно острая, но и уши не колет, начальные моменты атаки с остальными звуками слитны, не разделяются. В целом, я бы сказал, подача близка к нейтральной. Лишний довод для скептиков по поводу современного D класса.

Если совсем уж «включить аудиофила», то на откровенно сложных треках можно заметить лёгкую небрежность в передаче затуханий, но детальность всё же весьма приличная, и звуковая сцена строится в глубину уверенно – это хороший показатель деликатного обращения усилителя с мелкими нюансами в сигнале.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?

Честно говоря, европейская цена на Awave DSP8.1, которую я упомянул в начале этого отчёта, на мой взгляд, выглядит чуть более адекватной его способностям, чем та, за которую его можно купить в России – основные его конкуренты действительно «летают» эшелоном выше. Особенно если учесть настроечные возможности процессора, которые выходят далеко за рамки базовых. Но если что, это строго между нами.

Что же касается области применения, то это хороший вариант в системы с приоритетами в сторону SQ. Когда нужно без фанатизма по громкости, но с красивым и комфортным звучанием. Тем более, процессорная обработка позволяет создать весьма интересное звуковое пространство за счёт использования фичи, названной здесь Spatial Audio – такие штуки, как показывает практика, нравятся очень многим.

В плане подбора акустики усилитель достаточно универсален, хотя откровенно тяжёлых мидбасовых динамиков ему тоже лучше не подсовывать, у всего есть пределы разумного. А вот что касается саба, тут лучше действительно что-нибудь чувствительное выбрать. Я бы смотрел в сторону 10-дюймовых моделей с 2-дюймовыми катушками с импедансом 2 Ом (ну или 4+4 Ом, понятное дело). В большинстве случаев этого этого должно хватить с лихвой. Но если что, каналы 9/10 выведены в линейном виде, и при необходимости добавить более мощный моноблок – тоже не проблема.

 

  • Конфигурация 8.1 разом закрывает усилительные потребности всей системы
  • Гибкость коммутации и настройки переключений между источниками
  • Настроечные возможности DSP выходят далеко за рамки базовых
  • Широкие возможности коррекции входных аналоговых сигналов

 

  • Основные каналы встроенного усилителя не мостятся

17 июня 2025
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Просмотров: 30
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!