Иногда история брендов выписывает довольно неожиданные крендели. Олдскульный Audio System в своё время ассоциировался с итальянским производителем GTTrading, но сегодня, после целой череды метаморфоз, известен уже как бренд аудиотехники из Германии. А тем временем компания GTTrading сменила владельцев и решила вспомнить про итальянские корни Audio System. Обратите внимание, логотип усилителя, который сегодня у меня на тестировании, немного отличается от того, к которому мы все уже привыкли.
Не сильно запутал? Вообще, с брендом Audio System в своё время приключилась настоящая Санта-Барбара. Чтобы расставить всё по местам, для начала постараюсь рассказать, откуда взялась такая двойственность.
КТО ЕСТЬ КТО?
У бренда действительно две родины – Германия и Италия. В 1988 г. немец Аксель Фёрдерер открыл свой первый магазин и, что называется, поймал волну. Вместе с компаньоном Хеннингом Гладеном он организовал в Германии производство динамиков, а усилители импортировал из Италии – те самые, которые делала компания GTTrading. Итог такого германо-итальянского сотрудничества – появление фирмы Audio System Vertrieb GmbH и соответствующего бренда Audio System.
В кризис середины «нулевых» итальянцы заметно сдали – в 2008 GTTrading сократил персонал и распродал часть акций. Часть инженеров ушла в компанию MOS-HTA, возглавляемую Иваном Москони (если что, Москони сам был одним из разработчиков прежних усилителей Audio System и Twister). Так на рынке появились товары с маркой Mosconi, хотя это уже немного другая история.
В 2009 году Audio System Vertrieb GmbH выросла в большую международную компанию, попутно обзаведясь третьим брендом – Gladen. В её арсенале сегодня сразу три бренда – Audio System (теперь уже окончательно немецкий), Mosconi и Gladen. Они хоть частично и пересекаются между собой, но уживаются друг с другом вполне себе мирно.
За все прошедшие с этого момента годы итальянская компания GTTrading хоть и не была на пике, но и пропадать никуда не собиралась. Относительно недавно среди её владельцев произошли изменения, компания заметно активизировалась, был возрождён бренд Steg, а теперь настал черёд вспомнить и про Audio System.
Усилитель, который попал ко мне в лабораторию, создан как раз под патронажем GTTrading, о чём свидетельствует присутствие в логотипе этого имени. Кстати, ещё одно из отличий – буква "D" в нём написана именно буквой, а не стилизована под динамик как у немцев.
КОНСТРУКЦИЯ
Audio System ADSP6 – процессорный шестиканальник. На момент теста он предлагается за 29900 рублей, для усилителя с таким количеством каналов, да ещё и с процессором это практически нижняя планка. Правда, экономия здесь достигнута не за счёт упрощения важных элементов, а за счёт узкой специализации каналов. Четыре канала у него имеют относительно невысокую мощность, а два канала, как обещает заявка, выдают по доброй сотне Ватт.
Корпус компактен – всего 15,2 х 22 см. Компоновка односторонняя, так что разместить усилитель можно практически где угодно. При таких размерах уместить привычные терминалы подключения кабелей оказалось негде, поэтому всё сведено в пару колодок.
"Входной" набор у ADSP6 такой: высокоуровневый четырёхканальный вход, AUX и оптика. Плюс разъём под Bluetooth-модуль, который вроде как можно докупить отдельно.
В комплекте идёт проводной регулятор, на который возложен минимальный набор функций – регулировка громкости, выбор входов и т. п. Всё остальное настраивается с ноутбука.
Теперь к начинке. Снимаю крышку. Компоновка двухэтажная. Основная плата – это блок питания и сам усилитель. Над ней – плата процессора.
Чип – Cirrus Logic CS47048C-DQZ, который используется сегодня во многих процессорах – от MD Lab и до Audison Prima и Audison bit Nove. Несмотря на то, что чип хорошо известен, проводить аналогии я бы не спешил, многое в конечном итоге зависит от микропрограммы обработки сигнала, обвязки самого "камня" и, разумеется, усилителя.
На плате замечены отдельные АЦП, трансивер цифрового сигнала и прочие сопутствующие чипы. А вот отдельного ЦАП я не увидел, из чего можно сделать вывод – здесь используются внутренние ЦАП самого CS47048.
Все шесть каналов построены по принципам D-класса. Каналы 5 и 6 заявлены как более мощные, так что и дроссели выходных фильтров у них покрупнее. А вот достать до силовых чипов не получилось, они расположены с нижней стороны платы и прижаты к корпусу, выполняющему роль теплоотвода.
Усилитель скомпонован так, чтобы максимально отдалить блок питания от звуковой части.
НАСТРОЙКА ПРОЦЕССОРА
Программу управления скачал на официальном сайте GTTrading. С установкой всё как обычно, тут останавливаться особо не на чем.
Интересная особенность программы – если процессор не подключен, она сообщает об этом и закрывается. В самой программе статус подключения к процессору не отображается, но при таком алгоритме запуска он, получается, и не нужен.
Все изменения происходят в реальном времени, но перед закрытием программы лучше сохранить настройки в процессор. Под них предусмотрено 6 пресетов.
Маршрутизация задаётся очень просто – для каждого выхода указывается, с каких входов для него берётся сигнал. Первые четыре выхода – это каналы встроенного усилителя с малой мощностью, выходы 5 и 6 – это каналы с повышенной мощностью, а каналы 7-8 – это линейные выходы.
Задержки можно быстро выставить ползунками и точно подогнать значение колёсиком мышки. Жаль, что значения задержек показываются только в миллисекундах, возможности отображения в эквивалентном расстоянии не предусмотрено. К недостаткам относить не буду, это просто дело привычки.
Эквалайзер – параметрический, для каждой из 31 полос можно задать частоту (любую) и добротность (от 0,5 до 9). Результаты работы фильтров и эквалайзера отображаются в окне АЧХ раздельно, суммарную кривую программа не рисует.
Фильтры можно включить в любом сочетании и выставить любые частоты, а крутизну выбрать вплоть до 48 дБ/октава. Всё это раздельно для каждого канала, никаких ограничений тут нет. Правда, нет возможности выбрать тип фильтра. Было бы неплохо, иногда эта настройка действительно может радикально сказываться на звучании.
В общем, возможности софта местами хоть и выглядят немного простовато по нынешним меркам, но это только если сравнивать с более дорогими "комбайнами" из процессора и усилителя. Для "экономных" же систем их достаточно даже с запасом.
ИЗМЕРЕНИЯ
Проверять работу фильтров смысла нет, с этим у современных процессоров давно уже всё в порядке. Сразу перехожу к работе усилительной части. Сигнал подавался на вход AUX, все измерения проводились при положении регулятора громкости 35 единиц из 40.
Характер гармонических и интермодуляционных искажений традиционен – "лишние" гармоники проявляют себя в основном на верхних частотах, с понижением частоты их уровень ниже.
Каналы 1-4. Спектрограммы выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц, 80+90 Гц, 5+6 кГц, 10+11 кГц
Каналы 5-6. Спектрограммы выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц, 80+90 Гц, 5+6 кГц, 10+11 кГц
От качественного анализа искажений – к количественному. Заявка немного лукавит, говоря о мощности 4х60 + 2х100 Вт. По крайней мере, в каналах 1-4 эти показатели достигаются практически на пределе энергетического запаса. Если же подходить с точки зрения общепринятых стандартов (пока искажения не превысили 1%), то получается примерно следующее:
Каналы 1-4:
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 35 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 54 Вт
В каналах 5-6 заявка выполняется уже безоговорочно – на нагрузке 2 Ом усилитель выдаёт заявленные 100 Вт даже с небольшим запасом.
Каналы 5-6:
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 74 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 106 Вт
ЗВУЧАНИЕ
Сначала включаю каналы 1-4. Первое впечатление хорошее. СЧ и ВЧ диапазоны несколько суховаты, но это характерно для большинства импульсных усилителей. Важно, что усилитель звучит без грубости, общая звуковая подача комфортная, звук не мылится.
При повышении громкости чувствуется ограничение энергетики в НЧ диапазоне, в какой-то момент усилителю становится заметно тяжелее, особенно в мидбасовом диапазоне. Но это тоже вполне ожидаемо, каналы 1-4 не предназначены для "таскания тяжестей".
Переключаюсь на каналы 5-6. Звучание СЧ и ВЧ диапазонов однозначно проще, зато басовый диапазон заметно собирается, в нём появляется упругость. При этом бас не становится жирным или раздутым.
Вот она, та самая специализация каналов, о которой я говорил в самом начале – каналы 1-4 можно (и нужно) пускать на СЧ и ВЧ звено фронтальной акустики или на тыл, а каналы 5-6 лучше определять на мидбасовое звено, тем более, что усилитель не прочь поработать и на 2 Ом.
ВЫВОДЫ
Если вы ожидали увидеть старый олдскульный Audio System в новом обличье, то ADSP6 вряд ли даст повод к ностальгии. Это усилитель для нового поколения пользователей, которые предпочитают максимально скрытую и рациональную установку.
В первую очередь он предназначен для работы в штатных системах с подключением по высокому уровню (если не нужно выравнивать сильно кривую АЧХ и извращаться со сведением полос) или же через адаптер MOST-Toslink по цифре. Впрочем, ADSP6 не возбраняется использовать и с любым другим источником – наличие в комплекте собственного пульта с регулировкой громкости (а он нынче есть не у всех таких усилителей) снимает на это какие-либо ограничения.
Плюсы:
Компактный корпус с удобной компоновкой
Экономичен, имеет высокий КПД
Рациональная схема каналов 4+2
Приемлемая цена
Минусы:
Нет возможности выбирать тип фильтров при настройке
Программа рисует только раздельные АЧХ фильтров и эквалайзера
Нет комментариев. Ваш будет первым!