Тест 4-канального усилителя Steg QK200.4
Ещё один примечательный усилитель Steg побывал на тесте, причём довольно высокого уровня – достойно соперничает с «околотоповыми» моделями других признанных производителей. Характер у него несколько иной, чем обычно ожидают от усилителей этого бренда. Да, одну из фирменных черт – хороший контроль на НЧ – он сохранил, в остальном же показал немного неожиданные результаты. Как обычно, обо всём по порядку.
В этой серии два усилителя – 2-канальный Steg QK200.2 (его цена на момент теста – 51000 рублей) и 4-канальный Steg QK200.4 (он на текущий момент стоит 67000 рублей).
Парочка самодостаточная, заявленные мощности позволяют использовать их в разных сочетаниях не только на фронт – на лёгкое сабовое звено тоже можно не отвлекаться на другие усилители. Сегодня на детальном рассмотрении – 4-канальник, но если что, 2-канальная модель построена аналогично.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Внешний вид задаёт прозрачная верхняя крышка. Внутри всё аккуратно, показать содержимое не стыдно. При включении зажигаются красные светодиоды – вид приобретает инфернальные нотки.
Компоновка – традиционная, двусторонняя. Собственных предохранителей нет, рекомендаций насчёт номинала внешнего я не нашёл, но если ориентироваться по токопотреблению во время измерений, то поставил бы 80- или 100-амперный.
В большинстве случаев усилителю предстоит работать в процессорных системах, кроссоверные фильтры при этом не особо нужны, и их можно исключить из работы нажатием кнопок «обхода». А если нужно, то пределы настройки срезов широкие, поканалку разрулят легко.
Начинка усилителя почти вся видна через верхнюю крышку, но вот добраться до неё и потрогать оказалось сложновато.
Нижняя и боковые стенки выполнены как единое целое, верхняя крышка – приклеена. В принципе, её можно было бы аккуратно отклеить, но усилитель нужно было вернуть в исходном состоянии, так что делать этого не стал.
Отдельные части прикрыты экранирующими кожухами (для тороидальных трансформаторов это, скорее, декор, но всё же), жирные ёмкости Elna во вторичке (суммарно – по 18800 мкФ в плече) наверняка понравятся аудиофетишистам. А вот посмотреть, на чём построены выходы, по понятным причинам не удалось.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК
Начал, как обычно, с фильтров, и вот тут выяснился тонкий момент. На корпусе указано, что можно включить на выбор – ФВЧ (он же HPF) или ФНЧ (он же LPF). На деле же получается чуть иначе – либо ФВЧ, либо совместно ФНЧ+ФВЧ. На самом деле получилось даже лучше, так что просто нужно иметь это ввиду.
Частоты срезов можно выставить в довольно широких пределах, причём не в один проход «крутилки», а с кнопками «множителей» частоты. Они раздельные для ФВЧ и ФНЧ, так что ограничений по совместной настройке фильтров никаких.
Теперь к усилительной части. На малом сигнале и при его повышении спектр гармоник остаётся неизменным по своему характеру, их уровень невелик. Фоновый шум плещется где-то за отметкой -110 дБВ.
С распределением КГИ по частотному диапазону вполне привычная картинка: самые низкие искажения – на средних частотах. По краям диапазона чуть больше, но незначительно – КГИ остаётся того же порядка. Характер искажений одинаков на 4 и 2 Ом.
А вот фазовая характеристика оказалась неожиданной, причём в хорошем смысле. Обычно усилители нещадно сдвигают фазу сигнала на ВЧ, здесь же – всего на несколько градусов.
Это возможно, только если реальный частотный диапазон усилителя намного шире привычных 20 кГц. В описании указана верхняя граница 30 кГц, хотя это на самом деле даже поскромничали.
Напомню, расширение диапазона вверх нужно не для того, чтобы распугивать ультразвуком грызунов и общаться с дельфинами, а для того, чтобы в нужном нам диапазоне до 20 кГц было бы как можно меньше искажений. Причём не столько гармонических (многие почему-то в расчёт только их принимают), сколько динамических (эти пакостят звук намного сильнее), т. е. в виде ненужных переходных процессов. А чем дальше они будут уведены за пределы звукового диапазона, и чем меньше таких искажений в самом звуковом диапазоне, тем, соответственно, правильней усилитель звучит. В первую очередь это касается ВЧ и адекватной отработки атаки сигнала. И это, кстати, действительно подтвердилось на слух.
Кстати, поскромничали и с показателями мощности. Описание обещает 160 и 220 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно. На деле усилитель выдал до начала ограничения даже больше:
Мощностные параметры Steg QK200.4 (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 172 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 215 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,02%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 295 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 355 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,1%
И обратите внимание ещё на одну деталь – при столь высоких силовых показателях усилитель не стал грубым на малом сигнале. Глядя на графики, складывается впечатление, что на небольшом сигнале (при выходной мощности в несколько Ватт) усилитель будто вообще в ином режиме работает. Впрочем, может, оно и действительно так, ведь Steg – ещё со старых времён известные затейники по части нестандартных решений, а нынешние владельцы бренда довольно бережно относятся к наследию в дорогом сегменте.
А ЧТО ПО ЗВУКУ?
Ещё с 2000-х годов о Steg сложился стереотип – усилители с уверенным контролем на НЧ и «подсушенным» звучанием СЧ/ВЧ диапазона. Да и многие новые усилители, что доводилось изучать за последнее время, тоже часто вписывались в эти представления. Даже 4-канальный Master Stroke выдал узнаваемый почерк, хоть и перешёл в класс D.
А вот QK200.4 – другой. Да, запас мощности и контроля позволяет ему не гудеть и сохранять плотность и фактуру баса при повышении громкости, так что с энергетикой и токовым запасом всё хорошо – это у Steg фамильное. Но в остальном он явно острее и динамичнее, с более «скорострельной» отработкой атаки.
Вот эта скорострельность, признаюсь, как раз и зацепила. Вернее, не только она сама, но и то, что звучание при этом сохранило комфортность, не сделалось колким или жёстким. Это дало повод вспомнить другой Steg, выбивающийся из стереотипов, – олдскульный и, можно сказать, легендарный Master Stroke Classe A, родом из 2000-х и «переизданный» в наше время.
Только если там детальность воспринималась мягко и тепло, то QK200.4 звучит как-то «контрастнее» что ли. Хорошо подходит слово «кристально». Но, опять же повторюсь, не колюче и не холодно. Верха чуть тянут к себе внимание, но цельные и не рассыпаются – нюансы передаются ясно, но отдельные звуки на передние планы не лезут. Как результат, звуковая сцена строится «просторно» и не липнет к динамикам по краям.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?
Если смотреть с инженерной точки зрения, QK200.4 обладает нечастым сочетанием – у него приличный запас мощности и контроля, греется умеренно, но это и не типовой класс В – он не стал грубым дуболомом, а неожиданно бережно относится к малым сигналам. Обычно приходится лавировать где-то посередине между силой и тонкими материями.
На звуке это дало сочетание энергетики и плотности в басовом диапазоне со скорострельностью, хорошей микродинамикой и «прозрачностью» на СЧ и ВЧ. Это цепляет.
Ну и, чего уж там, он просто красивый. Прозрачное стекло, аккуратная сборка и не самый простецкий элементный состав, который не стыдно показать, – вот вам и вариант для эффектной инсталляции, в том числе соревновательного уровня
Сочетание хорошего контроля на НЧ с разрешением на СЧ и ВЧ
Приличные силовые способности и запас неискажённой мощности
Лёгкая работа на 2 Ом (или 4 Ом в мост) без роста искажений
Широкий частотный диапазон, редкая фазовая линейность на ВЧ
При установке учесть, что нижняя сторона корпуса участвует в охлаждении
Нет комментариев. Ваш будет первым!